Недаром же говорят в народе: "цыплят по осени считают". Ох, не даром. Вот так, посмотришь на две игры одного весьма специфического жанра, вышедшие к тому же с интервалом всего в две недели, и сразу становиться ясно, кто, где и чем занимался целое лето. Пока Восток трудился в поте лица, Запад отдыхал где-нибудь на Мальдивских островах. Пока Konami тщательно следили за тенденциями и веяниями в современном футболе, Electronic Arts подсчитывала, сколько в этом году выделять на саундтрек и каких футболистов приглашать в качестве "лица на обложке". Я, может быть, немного утрирую, но в общих чертах дело выглядит именно так, а кто не верит, тот может убедиться сам. Разница между реализацией футбола в PES6 и подобием такового в FIFA 07 колосальна. Похоже, в этом году FIFA почувствовала-таки дискомфорт, и честно попыталась вырваться вперед в непростой гонке за звание лучшего футсима, однако вышедший ровно через 14 дней PES играючи вернул себе лидерство, сделав, к тому же, неплохой задел на будущее. Скажете, спорно? Проверить легко – двойной клик на pes6.exe (fifa 07.exe можете смело отправлять в корзину), ну а дальше сами все увидите. Дела организационные После просмотра традиционного вступительного ролика, который, к слову, в этой части выглядит куда симпатичнее своих предшественников, мы сходу попадаем в главное меню игры. После интуитивно понятной навигации в ФИФА, местный интерфейс напоминает игру "Что? Где? Когда?" - не совсем понятно, что где находиться, и когда все это кончится. Единственный знакомый объект здесь – фотография форварда миланского "Интера" Адриано. Да и тот на самого себя мало похож. Так как лицензии на все мало-мальски известные турниры уже давно куплены конкурентами, PES предлагает нам на выбор несколько вымышленных состязаний, среди которых целый набор различных кубковых турниров, некое подобие Чемпионата Мира и режим Мастер Лиги – местный аналог Режима Менеджера из FIFA. Кроме того, никуда не делась замечательная тренировка (всем, кто играет в первый раз – пройти обязательно), а для всех любителей поэкспериментировать припасен некий Random Selection Match – он позволяет собрать all-stars команду, по вашему вкусу смешивая игроков разных сборных и клубов. В итоге можно получить непобедимую дрим-тим, которой и Барселона не соперник, и сборная Бразилии нипочем. Впрочем, если с турнирами дело по-прежнему не очень (не то, чтобы играть было не интересно, просто Лига Чемпионов звучит как-то посолиднее какого-нибудь Konami Cup), то реальные команды с правильными составами определенно радуют глаз. С каждым выпуском количество лицензий все увеличивается, а шанс увидеть в игре "North London" вместо лондонского "Арсенала" уменьшается. Что весьма приятно лично для меня – присутствие в игре нормального "Динамо" Киев, в то время как ЕА даже не удосужились по-человечески реализовать сборную Украины. Отсутствие полного пакета лицензий на чемпионаты некоторых стран (скажем, Бундес Лига представлена в игре одной-единственной "Баварией", да и ту забросили в Rest of World), Konami с лихвой компенсирует тщательной проработкой деталей. Уж если получили разрешение использовать реальные данные в игре, то будьте уверены – начиная со скамейки запасных, и заканчивая формой и фанатскими флагами на трибунах – все будет соответствовать действительности. Ну а тем, кто привык к изобилию лицензированных команд в FIFA, помогут многочисленные неофициальные дополнения – там будет и Бундес Лига, и чемпионат России, и вообще все, что пожелаете. Футбол, говорите? Пока EA Sports продолжает менять местами кнопки в управлении и увеличивать количество композиций в звуковом сопровождении, японцы в каждой новой части Pro Evolution Soccer экспериментируют непосредственно с футболом. Разницу между 5-й и 6-й частями чувствуешь в первом же сыгранном матче. Разницу между PES6 и FIFA 07 чувствуешь еще ДО первого сыгранного матча. Такое количество тактических настроек, установок на игру и персональных указаний игрокам, EA не снилось и в самом страшном сне. Кроме того, Konami даже не забыли про такой немаловажный момент, как управление командой в перерыве между таймами. Канадцы же, видимо, о таких тактических ухищрениях даже не догадывались. Да и вообще, зачем нужны замены, если одним составом в Фифа можно спокойно отбегать всю игру? В то же время, в PES без замен уставших игроков и тактических перестановок по ходу игры далеко не уедешь. Как уже было сказано выше, Konami постоянно ставит эксперименты в поисках идеальной формулы футбола. Переставляя местами одни компоненты, слегка ретушируя другие, и переворачивая с ног на голову третьи, японцы заставляют заново привыкать к каждой новой части своей футбольной серии. Нашли в PES5 какой-нибудь хитрый трюк, который гарантировано пробивает брешь в обороне соперника? Будьте уверены, теперь компьютерный противник умнее в два раза, и не допустит старых промахов. Привыкли отдавать автоматическую команду на безостановочный прессинг? Сладкая жизнь закончилась – теперь прессингуем сами, а после отбора мяча не стоит торопиться посылать его вперед – компьютер замечательно научился делать "искусственное" положение "вне игры". После навеса в штрафную бороться за мяч стало на порядок сложнее, но мало просто выиграть борьбу – силу удара головой теперь можно регулировать, так что в ворота еще попробуй, попади. Вообще, в отличие от FIFA, где в 99% случаев матч спокойно разыгрывается по давно разученному сценарию, здесь каждая минута проходит в неимоверном напряжении – и преимущество в два мяча отнюдь не значит, что исход матча решен. Японцы пытаются следовать простой формуле – чем больше затраченных усилий в реальной жизни, тем лучше результат в игре. Отдали пас одним игроком? Не стоит ждать, пока мяч сам прикатиться ко второму – лучше сделать несколько шагов в направлении круглого, ведь защитники команды соперника могут сделать так, что передача до адресата и не дойдет. Хотите эффектно прорваться в штрафную площадку противника? Активнее комбинируйте кнопки финтов с курсорами, отвечающими за движение. А еще лучше – купите себе геймпад с аналоговыми контроллерами и наслаждайтесь фирменным "зидановским" финтом, или "маятником" Луиша Фигу, или еще десятком-другим уникальных движений – тогда ощущения от игры будут максимально приятными и запоминающимися. Забодай меня Зидан… По ходу статьи у читателя может сложиться вполне обоснованное мнение – мол, автор изначально предвзято относиться к FIFA, а на многочисленные недостатки Pro Evolution Soccer малодушно закрывает глаза. Хочу оговориться: никакой предвзятости нет и близко, есть просто голое сравнение двух вышеупомянутых игр. Сказать, что у творения Konami нет недостатков – значит очень сильно соврать. Однако на фоне промахов EA Sports, которые, к тому же, стали не очень доброй традицией, огрехи PES 6 хочется просто не замечать. Но отнюдь не отрицать их присутствие. Во-первых, в новой части очень сильно пострадали вратари. Их научили грамотно реагировать на выходы один на один, однако попутно задели что-то не то, и в итоге поведение голкиперов во всех остальных игровых ситуациях, мягко говоря, не совсем логичное. Очень, знаете ли, обидно, отдав очень много сил на оборону, пропускать на последней минуте гол после абсолютно слабого и бесперспективного удара из-за пределов штрафной. Та же история и при розыгрыше угловых – оказывается, играть на выходе местные воротники абсолютно не умеют, а высокие защитники спасают не всегда. Иногда случаются непонятные "глюки" и в стане соперника – защита, весь матч действующая как часовой механизм, и не дававшая свободно дышать моим нападающим, вдруг совершенно случайно "забывает" вернуться на свою половину поля, и несчастный голкипер остается наедине с несколькими игроками моей команды. Ну, и последнее, что стоит отметить – неудачно реализованная система автоматического переключения управления на ближайшего к мячу игрока. Если не додуматься ее отключить (а найти, где это сделать можно далеко не с первого раза), то проблем не оберешься – очень часто управление переходит к другому игроку, в то время как подкат ты хочешь сделать еще этим. В итоге получается необоснованный фол, и жёлтая (это в лучшем случае) карточка. Пожалуй вышеперечисленные недостатки – единственное, что мешает в полной мере насладиться качественной симуляцией футбола. С другой стороны – покажите мне игру без недостатков, и я тот час же уйду в Шаолиньский монастырь (если возьмут, конечно). Другое дело, что Konami, похоже, из тех разработчиков, что учатся на своих недостатках. А это значит, что следующий PES должен быть еще лучше нынешнего. Согласитесь, такой подход к делу не может не радовать. Ну и в самом завершении хотелось бы упомянуть графику. Если вы видели Pro Evolution Soccer 5, значит вы видели и шестую его часть. Изменения, если и есть, то столь микроскопические, что невооруженным глазом и не заметишь. Это, пожалуй, единственная черта, которая роднит PES с серией FIFA. Хотя еще задолго до выхода игры разработчики предупреждали, что не стоит ждать изменений в визуальной части, надежды на перемены все же были – графика выглядит абсолютно несовременно. Но с другой стороны – выглядит она ровно на столько, на сколько это необходимо для отображения непосредственно футбола. А качество анимации все равно на голову выше той, что демонстрирует нам в сотый раз упомянутая Фифа. Одним словом, это тот случай, когда графика отнюдь не главное, она просто находится в тени великолепного игрового процесса. Геймплей: 4.7/5; Если бы не огрехи в реализации искусственного интеллекта вратарей и несколько более мелких недочетов, не миновать игре высшего бала. Однако серия эволюционирует, все ближе и ближе приближаясь к полной симуляции футбола, а разработчики не имеют привычки забывать о своих ошибках на 3-4 года. Атмосфера: 4.5/5; Скромная графика и отсутствие реальных трофеев немножко смазывают эйфорию от побед в состязаниях. Однако тщательная проработка деталей – от выхода команд на поле до флагов и баннеров на трибунах - создают замечательную прелюдию к фантастическому действию, происходящему на поле. Графика: 3.5/5; Даже FIFA, и та в этом году подретушировала свою изрядно постаревшую физиономию. PES же на такие мелочи не разменивался: первым делом, первым делом - футболисты, ну а Depth of Field, a Depth of Field – потом! Управление: 4.5/5 В принципе, на клавиатуре играть вполне удобно, практически все движения доступны и выполняются без особого труда. Но если вы хотите чего-то "эдакого" - вас спасет только геймпад. Общая оценка: 4.3/5; Симулятор в полном смысле этого слова. Здесь каждое ваше действие существенно влияет на ход матча, а непосредственно от вашего мастерства за компьютером зависит мастерство игроков на виртуальном газоне. В который раз, adios, скрипты. Да здравствует свобода! Vive o football!
|